Определенные процессы и события в экономике России, логистике и фармацевтической логистике в частности подтолкнули к размышлениям, что жден эту довольно узкую область в будущем. Фармацевтическая логистика довольно тесный мир, в котором вот уж 10 лет как нет новых игроков, а старые уходят только под суд, как например Д.Л.Дайн. Тем не менее все логисты понимаю, что именно в этом не большом сегменте и сконцентрированы основные прибыли. Логистические операторы с упорством достойным лучшего применения «долбятся» в стену рядом с открытой дверью и не могу найти дроги. Почти все получили зачем-то лицензии на фармацевтическую деятельность на свое имя и, конечно никто не получил клиентов. Трудно признаться, что ничего кроме удивления это не вызывает. Однако, если бы все были умным, как зарабатывали бы мы? Данный материал представляет собой не маркетинговое исследование и уж, конечно не бизнес-план. Это скорее размышление участника рынка о том, что нас ждет впереди.
Для начала расскажем, как формировалась фармацевтическая логистика:
Первый этап (так было)
Логистика дистрибуторов начала формироваться 10-15 лет назад. 5-6 Дистрибуторов подписывали с производителями прямые контракты и осуществляли весь комплекс работ с товаром самостоятельно. За это диктовали производителю размер вознаграждения (который все время рос) и к 2002 году могли вообще не продавать лекарства и безбедно существовать за счет возмещения производителем логистических услуг, которые составляли до 30%. Производители были крайне не довольны
Второй этап (так есть)
Логистический оператор «Терминал Лесной», далее «НЛК», далее «Itella» предложил производителям новую повестку дня:
— регистрируем юридическое лицо в России
— получаем лицензию на фармацевтическую деятельность
— завозим ваш товар в России, проводим таможенную очистку и отгружаем с рублевого склада всем желающим.
Производители массово стали работать по этой схеме и до сих пор 25-30 крупнейших производителей имеют склад именно там. Никакие усилия «Сантенса» и прочих не повлияли существенно на структуру рынка. Даже тот факт, что «Ителла» не работает с таможней, ничего не изменил. Дело не только в низком качестве логистических услуг «Сантенса» и прочих конкурентов «Ителла». Хотя, конечно, удручающее качество сервиса, даже без того, что понимание логоператоров о системе менеджмента качества находится на уровне ниже плинтуса.
Рынку нужно новая повестка дня.
Третий этап (так может быть)
Крупные аптечные сети в России контролируют не менее 35% рынка лекарственных средств.
Сеть номер один (понятно, что это в знанчительной стеени виртуальная сеть) «Асна»- 5%, номер два «36,6»-4%, и далее следующие 6 сетей до 20% рынка. Некоторые из них, как например «Ригла» принадлежат дистрибуторам. Но в целом не менее 20% рынка могут оказаться новыми клиентами для логистических операторов. Они могут занятся распределением лекарственных средств самостоятельно, минуя дистрибуторов. Кроме того, что это 15-20000 п.м. с оборачиваемостью в 30 дней и тарифом в двое выше, чтем обычный клиент… Это еще и прекрасный крючок, на который можно ловить логистику производителей, а тут счет идет уже на сотни тысяч паллетомест.
Почему ничего не происходит?
Что для этого необходимо? Для этого необходимо создать структуру, которая могла бы решать проблемы аптечных сетей, минуя дистрибуторов, построить цепь поставки «Производитель – Аптечная Сеть». Понятно, что для этого нужны и технологические предпосылки. Идеальным был бы сборочный конвейер «Ориола». Но он сначало попал в руки аферистов, которые посчитали, что выгоднее переписать сток «Ориола» на физических лиц, которые потом обанкротятся и не заплатить пару миллиардов производителям и незадачливым дистрибуторам типа «Протека» и «Фора-Фарм». Потом он попал в руки «Сантенса», который предпочитает выжимать день из партнеров Кинцирашвили в МКБ, а не развивать бизнес.
Может ли это измениться?