На сегодня на рынке фармацевтической логистики представлены следующие сегменты:
- Универсальные логистические операторы (Itella и др.) 60 %
- Специализированные логистические операторы («Сантенс», DNL и др.) 35 %
- Фармацевтические дистрибуторы («Протек», «Альянс» и др.) 3 %
- Фармацевтические производители 1,5 %
- Прочие 0,5 %
На сегодня рынок можно считать сформировавшимся, и существенное изменение его структуры стихийно не произойдет. Изменения будут происходить за счет дальнейшего снижения доли универсальных логистических операторов. На сегодня они не обладают достаточным пониманием ситуации на рынке фармацевтической логистики вследствие отсутствия минимально квалифицированных кадров. Также на рынке может появиться новый игрок — аптечные сети. Но не за счет «36,6-АВЕ», которые сотрясают рынок пиар-заявлениями. Авантюризм и отсутствие профессионализма руководства этой компании не позволят им развивать логистику. Развитие за счет полегальных схем в ситуации коррумпированного государства — это всё, на что способно «36,6-АВЕ». На рынке серьезные движения делает наиболее профессиональная на сегодня аптечная сеть «Самсон». Если они продолжат движение в этом векторе, то вполне возможно, что на рынке появится не просто новый игрок, но новый сегмент.
Каждый из указанных сегментов ориентирован на определенный тип клиентов и предлагает для своего типа клиентов достаточный набор услуг при достаточном качестве по цене, которая клиента удовлетворяет. Это означает, что BIG фарма сосредоточена у логистического оператора Itella. Дженериковые и не крупные компании сконцентрированы на «Сантенсе» и NC-farm. «Сантенс» получил еще один козырь — его акционеры из «Ростехнологий» постоянно осуществляют поглощение компаний, ориентированных на бюджет типа «Микроген», и переводят их на обслуживание. Это серьезно снижает качество сервиса на «Сатенсе», который привлекает клиентов за счет административного ресурса, но позволяет наращивать долю рынка. Дистрибуторы пытаются без всякого успеха много лет создавать свои подразделения 3pl. В этом сегменте наибольшего успеха добилась компания «Бутс-Альянс» (их логистическое подразделение Aloga), которая получила в качестве клиента «НиарМедик» и западную компанию Boehringer Ingelheim («БерингерИнгельхайм»). Это дало им незначительный объем хранения, но в целом для сегмента это огромный успех.
Стандартные действия на этом рынке не дадут никаких результатов. Несколько лет специализированные логистические операторы пытаются безуспешно увеличить долю на рынке, этим же занимаются и дистрибуторы, но, несмотря на потерю интереса универсальных операторов к фармацевтическому рынку, существенных изменений доли рынка не происходит. Рынок не отличается большой емкостью, его можно оценить в 200 000–250 000 п. м. При этом доход с 1 п. м. не более чем в 2–2,5 раза больше, чем с паллето-места обычного клиента, но есть целый ряд трудностей, связанных с интеллектуальной составляющей этого бизнеса. Российская логистика находится не в том состоянии, когда есть операторы, способные к подобной деятельности. Возможно, это является причиной сложившейся ситуации.
Тем не менее, несмотря на очевидные и не очень затратные механизмы перераспределения доли на рынке фармацевтической логистики, ни старые игроки типа дистрибуторов, которые имеют самые лучшие перспективы, ни специализированные логистические операторы эти механизмы не используют. Нет сформированных команд, нет отработанных механизмов. На рынке существует только «евангелизм» — попытки убедить потенциальных клиентов в том, чего не существует, и получение разнообразных сомнительного свойства GDP «от тети Клавы».
Каждый год на этом рынке появляются 1–2 игрока, которые, к всеобщему удовольствию, через год-полтора разоряются, однако их примеры ничему не учат… История рынка фармацевтической логистики является прекрасной иллюстрацией тезиса из мультфильма «Простоквашино»: средства у нас есть, у нас ума нет. Как следствие, Itellа не имеет конкурентов, а клиенты жалуются, но держат и будут держать там бóльшую часть своих стоков, благо состояние маркетинга фармацевтической логистики таково, что даже долю рынка оценить корректно никто не может!
Среди последних попыток заявить о себе на рынке фармацевтической логистики наиболее показательна деятельность компании «Ориола». Это финский фармацевтический дистрибутор, который владел «наследством» компании «Морон» — сетью аптек «Старый лекарь», «Витим» и др. Он заявил о создании 3pl-направления и начал формировать клиентский портфель. За несколько месяцев были достигнуты договоренности о привлечении нескольких клиентов на площадь около 5000 п. м., что позволило бы «Ориоле» стать самым крупным 3pl-проектом среди фармацевтических дистрибуторов и оставить далеко позади Aloga и «Протек». Однако в конце 2014 года компания была продана консорциуму «36,6.-АВЕ». Понятно, что авантюризм руководителей этой компании привел к тому, что 3pl-направление прекратило свое существование. При этом руководство «36,6-АВЕ» продолжает делать громкие и пустые заявления о своих планах по вхождению на этот рынок. Хотя всем хорошо понятно, что банкротство «Ориолы» — вопрос решенный, потому что компетентность руководства не вызывает вопросов. За всю историю своей работы они не смогли заработать и рубля. Их специализация лежит в области отжимания денег из бюджета и у незадачливых акционеров, а это к логистике не имеет отношения.