Структура стандарта GDP рассматривает все соответствующие области фармацевтической оптовой торговли и включает следующие разделы:
- Управление качеством
- Персонал
- Помещение и оборудование
- Документация
- Операции
- Претензии, возвраты, подозрения на фальсифицированные медикаменты и необходимость отзыва медикаментов
- Аутсоринговые операции
- Самопроверки
- Транспортирование
- Особые положения/требования для брокеров
Рассмотрим подробно требования каждого раздела стандарта GDP и их применение на практике, основной акцент сделаем на вопросах обеспечения качества ЛС в течении всей цепи поставки товаров.
- Управление качеством
В рамках компании, работающей по требованиям GDP Система Менеджмента качества является внутренним инструментом управления. СМК поддерживается декларацией о качестве – это, в первую очередь, документально оформленная политика и цели в области обеспечения качества, руководство по качеству, где излагаются общие намерения оптового продавца в отношении качества продукции на протяжении всей дистрибьюторской цепочки.
СМК должна охватывать информацию об организационной структуре компании, процедурах, процессах и ресурсах, а также мероприятиях, необходимых для обеспечения уверенности в том, что поставляемое ЛС сохраняет свои качества и целостность в течении всей цепи процессов – от закупки ЛС у поставщика, приёма ЛС и его хранения до транспортировки клиенту. В компании должно быть назначено ответственное лицо по управлению СМК, с чёткими полномочиями и ответственностью за обеспечение того, чтобы СМК была успешно внедрена и поддерживалась.
Руководство компании должно обеспечить, чтобы все процессы СМК были снабжены необходимыми ресурсами (квалифицированным персоналом, требуемыми помещениями для фарм. деятельности, оборудованием и сооружениями). Система управления изменениями должна быть отлаженной и эффективной. Эта система должна включать принципы методологии управления рисками и приносить результат для компании.
Система менеджмента качества должна обеспечивать:
- Анализ поставщиков ЛС, наличие соответствующих процедур и записей по порядку утверждения и одобрения ЛС к применению;
- Деятельность по закупке, поставке ЛС должна быть регламентирована;
- Отклонения от установленных процедур должны быть зафиксированы и исследованы;
- Соответствующие мероприятия по корректирующим и предупреждающим действиям (corrective and preventive actions – CAPA) должны быть приняты с целью устранения и предотвращения отклонений.
СМК также включает принципы внешнего управления:
- контроль и рассмотрение любых внешних мероприятий, связанных с закупками, хранением, поставкой лекарственных средств.
- управление рисками — оценка пригодности/полноты и компетентности договора акцептора на право осуществления деятельности;
- обязанности, полномочия, ответственность, коммуникационные процессы, связанные с качеством деятельности участвующих сторон;
- анализ и мониторинг исполнения контракта акцептором, а также определение и осуществление любых необходимых улучшений на регулярной основе.
СМК должна применяться как инструмент анализа деятельности организации, как инструмент внутреннего управления и мониторинга на базе формального процесса пересмотра системы качества на периодической основе, включающего:
- измерения достижения целей системы качества;
- оценку KPIs (ключевых показателей результативности), которые могут быть использованы для мониторинга эффективности процессов в рамках СМК, такие как жалобы, отклонения, CAPA, изменения процессов;
- обратную связь от поставщиков, клиентов, общества;
- самооценку процессов, включая оценку рисков и внутренние аудиты;
- внешние оценки, такие как инспекции, выводы/отчёты клиентов аудиторских проверок;
- новых правила, рекомендации и вопросы качества, которые могут повлиять на СМК;
- инновации, которые могли бы повысить эффективность системы;
- изменения в бизнес-среде и задачи.
Результаты каждого Анализа со стороны руководства СМК должны быть задокументированы своевременно и доведены до сведения сотрудников и заинтересованных лиц.
Красной линией в стандарте GDP, в частности, в разделе управления качеством проходит методология оценки рисков. Методология оценки рисков – это систематический процесс оценки, контроля, взаимосвязи и обзора рисков по вопросам качества лекарственных средств. Он может применяться как активно и ретроспективно.
Внедрение этой методологии гарантирует компании, что оценка рисков для основывается на научных знаниях, процессном опыте и ссылках на требования по защите пациентов. Уровень применимости методологии, формальности и документации процесса оценки рисков должны быть соизмеримы с уровнем риска.Предлагая популярные женские ожерелья, такие как подвески, чокеры и chain necklace. Приобретайте украшения из различных металлов и драгоценных камней на любой случай.
- Персонал
Основные требования к персоналу:
- должно быть назначено ответственное лицо для обеспечения соблюдения требований GDP;
- должно быть обеспечено достаточное количество квалифицированного персонала для выполнения всех задач в ответственности оптового дистрибьютора. Индивидуальные обязанности должны быть описаны, поняты и зафиксированы;
- все сотрудники должны быть обучены требованиям GDP:
— в соответствии с утвержденной программой обучения;
— проведены первичное, непрерывное обучение;
— должны фиксироваться записи по обучению;
— проведено тестирование по результатам обучения.
- должны выполняться требования по соблюдению норм гигиены и использованию спец. одежды.
- Помещение и оборудование
- должно быть соблюдено наличие помещений и средств, подходящих для оптовой торговли медикаментов, обеспечивающих:
— безопасность;
— структурную стабильность;
— вместимость;
— освещение.
- должны быть установлены системы, позволяющие контролировать условия окружающей среды – контроль/мониторинг температуры, влажности;
- должны быть выделены участки и процессы, позволяющие обеспечить размещение и надлежащее хранение ЛС:
1) зоны приемки товара;
2) зоны для основного хранения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;
3) помещений для лекарственных средств, требующих особых условий хранения;
4) экспедиционной зоны;
5) зон специального хранения:
- помещения для хранения препаратов с нормальными условиями хранения 15–25 °С (до 25 °С);
- холодильные камеры для хранения лекарственных средств с условиями хранения 2–8 °С;
- холодильные камеры для хранения лекарственных средств с условиями хранения 8–15 °С;
- термоконтейнеры для транспортирования лекарственных средств в условиях режимов 2–8 °С и 8–15 °С;
- автотранспортные средства для режима транспортирования 8–15 °С и 15–25 °С (до 25 °С);
6) зона наркотических ЛС (сильнодействующие);
7) уборка;
8) дезинсекция.
- должны иметься системы, позволяющие обеспечить функционирование оборудования:
— программа регулярного технического обслуживания и калибровки;
— соответствующая квалификация/ программа валидации складских помещений, оборудования, компьютерных систем, процессов;
- должны иметься соответствующие компьютерные системы и осуществляться:
— проверка / тестирование систем;
— поддерживаться система документации;
— система контроля и обеспечения безопасности имеющихся действующих систем на складе.
- Документация
Дистрибьютор должен:
- иметь исчерпывающую документацию, например, описанные процедуры / инструкции (СОПы), контракты, планы, отчеты, электронные данные;
- обеспечивать процесс обоснования и идентификации всех вносимых изменений в документацию (дата, подпись, доступ к архивной версии документа);
- иметь систему управления документацией, направленную на соблюдение достоверности информации, систему проверки/ обновления,
контроля за бумажными и электронными версиями; - при написании документа использовать понятный язык, чётко и однозначно воспринимаемый персоналом;
- вести учет каждого лЛС, полученного и проданного далее клиенту;
- хранить документы минимум пять лет.
- Операции
Следовать установленной цепи процессов — от приёма товара до доставки клиенту:
- осуществлять процесс приёма ЛС, документировать процесс;
- применять принцип FEFO (в порядке истечения срока годности) в обновлении складских запасов;
- регулярно проводить инвентаризацию — подсчет запасов, расследовать и документировать расхождения;
- вести учет поставляемого товара;
- уничтожать товары с истекшим сроком годности, соблюдать законодательство при наличии фальсифицированного товара, документировать все действия;
- распределять, хранить товары, доставлять клиенту, соблюдая требования холодовой цепи.
- Претензии, возвраты, подозрения на фальсифицированные медикаменты и необходимость отзыва медикаментов
Дистрибьютор должен:
- назначить ответственного сотрудника для работы с претензиями;
- описать процедуры регистрации и рассмотрения претензий, возвратов, товаров с подозрением на фальсификат и отозванные товары и следовать этим процедурам неукоснительно;
- пересылать претензии на товар производителю/ держателю торговой лицензии;
- вести учёт претензий, включая все исходящие данные: претензии на товар, претензии на дистрибуцию;
- оценивать возвращенные товары до момента их одобрения для перепродажи:
— нераспечатанные и неповрежденные;
— ЛС, возвращённое в приемлемые / допустимые сроки;
— иметь и проверить (компетентным сотрудником) заявление клиента о правильной транспортировке, хранении и обращении;
— иметь доказательство того, что товар был отправлен заказчику;
- иметь эффективные процедуры отзыва товара (отдельный СОП);
- иметь возможность инициировать отзыв в любое время;
- регистрировать отзыв подробнейшим образом;
- быть готовым предоставить данные о дистрибуции отозванного товара;
- информировать заинтересованную фармацевтическую компанию о возможной контрафактной продукции;
- иметь системы, позволяющие выявлять продукцию с подозрением на контрафакт и разделять такую продукцию;
- возвращать товары, требующие особого температурного режима (например, + 2-8 ° C), только если данные свидетельствуют о надлежащих условиях хранения на протяжении всего времени обращения ЛС.
- Аутсоринговые операции
- дистрибьютор должен определить аутсоринговые процессы, согласовать их и контролировать, чтобы избежать недоразумений, которые могут повлиять на целостность продукта;
- должны быть в наличии договора между Дистрибьютором и поставщиком услуги, который четко устанавливает обязанности каждой из сторон.
- Самопроверки
Дистрибьютор должен проводить самопроверки с целью соответствия и соблюдения требований стандарта GDP.
- Программа самоконтроля должна быть разработана, охватывать все аспекты GDP. Самопроверки должны проводиться постоянно, на периодической основе, компетентным персоналом.
- Самопроверки могут быть заменены внешними аудитами/аудитами поставщика;
- Результаты самопроверок должны быть зафиксированы в виде отчёта, включать все замечания/рекомендации, сделанные в ходе инспекции.
- Копия отчета должна быть предоставлена всем заинтересованным в компании лицам.
- В случае выявления нарушения и / или каких-либо отклонений, их причины должны быть определены и разработаны корректирующие и предупреждающие действия (CAPA). Результаты выполнения действий должны отслеживаться.
- Транспортирование
Дистрибьютор обязан:
- транспортировать товары без ущерба их качеству (не допускать брак, фальсификат, кражу, нарушение температурного режима);
- иметь систему экстренной доставки;
- иметь транспортные средства, пригодные для транспортировки лекарственных препаратов, в том числе, соблюдая холодовую цепь (мониторинг и контроль за температурой, чистота, техническое обслуживание);
- доставлять товар заказчику по указанному адресу;
- транспортировать товары в условиях, указанных на внешней упаковке или фармацевтической компанией;
- контролировать и регистрировать температурные условия внутри машины (распознавать отклонения / нарушения условий и управлять отклонениями).
- продемонстрировать клиенту, при необходимости, что условия доставки оставались соответствующими на протяжении всей цепи поставки;
- использовать квалифицированное / проверенное оборудование для чувствительных к температуре ЛС (упаковка, машины, в которых температура отслеживается и фиксируется в виде температурной карты, подвергается мониторингу и контролю);
- иметь обученный и компетентный персонал для работы с холодовой цепью;
- иметь прописанные процедуры по упаковке, укладке и доставке термочувствительных товаров;
- использовать упаковку/ контейнеры подходящие для доставки ЛС со специальными температурными условиями (защита от повреждений, особые условия — холодовая цепь, наркотики, соответствующая маркировка).
- Особые положения/требования для брокеров
«Брокер» — лицо, участвующее в деятельности, связанной с продажей или покупкой лекарственных средств, за исключением операций оптовой торговли, которые не включают физическую обработку ЛС.
Брокеры должны быть зарегистрированы, иметь постоянный адрес и контактную информацию в государстве, где они зарегистрированы. Они должны уведомлять компетентный орган о любых изменениях.