Киев и Москва перекрыли друг для друга транзитные автоперевозки по своим территориям. DW разбиралась, кто в России несет убытки от взаимной автотранспортной блокады.
Между Украиной и Россией разгорается «транзитная война». В середине февраля обе страны полностью приостановили друг для друга транзит грузовых автоперевозок по своим территориям. Западная украинская граница для проезда в Евросоюз российских фур закрыта. Ситуация для транспортных компаний РФ усугубляется тем, что с 16 февраля приостановлены транзитные перевозки в ЕС через Польшу — из-за отсутствия с 1 февраля договоренностей о квотах для иностранного автотранспорта.
По информации Минтранса России, переговоры о соглашении с польской стороной назначены на завтра, 19 февраля. С Киевом же Москва смогла договориться только о взаимном возврате до 25 февраля всех транспортных средств на свои территории в режиме «еду домой». Однако, чтобы перевезти грузы в ЕС и обратно, российские автотранспортные компании вынуждены в обход Украины удлинять логистические маршруты — через Беларусь, в страны Балтии, а оттуда паромной переправой в Германию.
Опрошенные DW эксперты говорят об убытках, которые понесут и автоперевозчики, и потребители товаров. По мнению специалистов, Москве и Киеву нужно немедленно решить вопрос о беспрепятственном транзите российских и украинских грузовых автомашин, как через Украину, так и через Россию.
Хроника запретов
После вступления в силу соглашения о зоне свободной торговли Украины с ЕС с начала 2016 года Москва и Киев ввели ряд запретных мер для грузовых автоперевозок по своим территориям. 1 января, не договорившись с украинской стороной о разрешениях на транзит, правительство РФ ввело ограничения для перевозчиков Украины, следующих в Казахстан — только через 2 пункта пропуска на границе Беларуси и России и через 3 пункта на границе РФ и Казахстана.
11 февраля российская Ассоциация международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) объявила, что Россия и Украина смогли согласовать транзитные перевозки. Но в тот же день на западной украинской границе активисты «Правого сектора» заблокировали проезд грузовых автомобилей с российскими номерами в сторону ЕС. 14 февраля Москва объявила о приостановке движения по своей территории украинских большегрузов. А 15 февраля о запрете на транзит для российских грузовых машин объявил официальный Киев.
В сухопутной изоляции
«Баре ругаются, у холопов чубы трещат», — так охарактеризовал ситуацию, сложившуюся для связанных с транспортно-экспедиционной деятельностью компаний России глава Центра объединения «Грузавтотранс» Владимир Матягин. По его мнению, политика вмешалась в экономику, от этого страдают все — российский, польский и украинский бизнес. «Закрыто и украинское, и польское направление, а маршрут в ЕС через порты Литвы, Латвии и Эстонии и паром в Германию весомо увеличивает затраты автоперевозчиков», — заявил Матягин в беседе с DW.
В обход Украины в южную Европу грузовые машины тоже могут попасть на пароме через Черное море. Однако паромная переправа для одной фуры стоит от 400 до 600 евро только в одну сторону, плюс расходы за удлинение маршрута, объясняет эксперт. В этом бизнесе задействованы тысячи машин.»В итоге удорожание международных перевозок отразится на потребителях — поднимутся цены на услуги перевозчиков, а значит и цены на товары», — уверен руководитель «Грузавтотранса».
Руководитель Центра корпоративного обучения группы компаний Tels, занимающейся организацией грузовых перевозок, Андрей Павлюченко в интервью DW также подчеркнул, что в первую очередь проблемы, связанные с ростом стоимости поездок фур в ЕС и обратно, ощутили на себе российские транспортные компании. «Затраты автоперевозчиков выросли, но заказчики услуг пока выжидают и не торопятся повышать ставки на перевозки», — отметил эксперт Tels.
Не надо драматизировать
В то же время директор российского представительства немецкой транспортно-экспедиторской компании Reibel Logistics Олег Дорожинский убежден, что ситуацию с удорожанием автоперевозок не стоит драматизировать.
По его подсчетам, затраты для российского бизнеса увеличатся примерно на 15-20 процентов. «Россия — щедрая душа, эффективность ее экономики настолько низкая, что это те цифры, когда люди только начинают задумываться об оптимизации и бережливой логистике. Это не Германия, где 3 процента убытков — высокая величина», — говорит эксперт в интервью DW.
По мнению Дорожинского, издержки транзитной блокады для России могут обозначиться, если она не будет снята дней через 10. «Тогда возникнет большая проблема, сейчас, кому очень надо, прорывается, хотя это требует дополнительного времени и расходов», — заметил представитель Reibel Logistics.
Он уверен также, что дефицита импортных товаров в России не возникнет. С начала года в стране резко упал потребительский спрос, и в соответствии с этим российские склады имеют запасы не менее чем на 5-6 месяцев, пояснил Дорожинский. Не будет проблем и с обеспечением обычными импортными лекарствами, убежден эксперт, специализирующийся в сфере фармлогистики. По его словам, «ситуацию можно называть тяжелой и неприятной, но не критичной, и ее можно переждать, когда стороны все же договорятся».
А представитель российской группы международного холдинга AsstrA заявила DW, что точные суммы ущерба для перевозчиков можно будет назвать только по итогам первого квартала.
На момент сдачи материала
По данным Tels, на стороне ЕС на границе с Украиной скопились сотни российских фур, шедших с грузом в РФ через Словакию, Венгрию и Румынию.
Действующая между странами разрешительная система требует, чтобы машина, следовавшая ранее в ЕС через Украину шла обратно по этому же маршруту. У водителей нет бланков разрешений на возврат, например, по Германии, поэтому фуры ограничены в возможности передвижения еще до захода на Украину, поясняет Павлюченко.
Он сообщил DW, что двусторонняя договоренность с Киевом о пропуске скопившихся на внешней границе Украины российских машин была достигнута еще вчера. Cегодня утром, 18 февраля, на румынской границе начали формироваться конвои, которые в сопровождении украинской полиции проследуют в сторону России.
«Однако утром движение не начиналось, а на границе Словакии — пока тишина», — говорит Павлюченко. По его словам, открытым остается вопрос, будет ли украинская сторона пропускать российский грузовой транспорт, который подойдет к внешней границе Украины в последующие дни.
Иточник: http://www.dw.com/